
Информация по адаптации первоклассников ГУ СШ №21 в период с сентября по октябрь 2016года.
Основной задачей для учителей и психологов, работающих в первом классе четырехлетней начальной школы, является создание условий для успешной адаптации детей к школьной жизни.
Основной задачей для учителей и психологов, работающих в первом классе четырехлетней начальной школы, является создание условий для успешной адаптации детей к школьной жизни.
Следует помнить, что продолжительность адаптационного периода у детей увеличивается с трех месяцев до полугода.
При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам:
- Интеллектуальная готовность;
- Личностная готовность;
- Социально-психологическая готовность;
- Физическая готовность;
Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе:
- Высокий уровень;
- Средний уровень;
- Низкий уровень.
На начало учебного года в нашей школе открыто пять первых классов, в которых обучается 130 человек. В процессе первых месяцев обучения первоклассников в школе выяснилось следующее, что социально-психологическая адаптация у них проходит по-разному.
С высоким уровнем адаптации определено 22 % учеников. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе.
Они позитивно настроены на обучение, у них в большем случае хорошее настроение, они активны и успешны в учебе, эти дети внимательно относятся к школьному процессу, посещение школы не вызывает отрицательных переживаний. Они понимают учебный материал, но выполняют задания только при соответствующем контроле. Основное содержание учебных программ усваивают.
Средний уровнь адаптации определен у 68% учащихся. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе, но пока сложно различают временные промежутки, им трудно удерживать правило и следовать ему, поэтому эти учащиеся испытывают трудности. Они работают по инструкции, заданному плану, ответы не соотносят с вопросом, а подчиняют их своим мыслям. Не внимательно слушают указания учителя, не соотносят свои действия с ними, не могут выполнить поручения без контроля, испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
Определены и слабо подготовленные дети к школе, которые составляют в общем числе - 10% . Эти дети затрудняются работать самостоятельно, они не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, и побуждения к действию, напоминания, они могут работать с длительными перерывами и переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность.
С целью выявления психологической готовности первоклассников к школьному обучению и их адаптации к школе, психологом школы проведена следующая работа:
- организованы и проведены индивидуальные встречи – беседы с родителями первоклассников «Первый раз в первый класс »;
- проведена родительская конференция в актовом зале школы на тему: «Психологическая помощь родителям первоклассников»;
- проведен процесс наблюдения за действиями первоклассников во время школьных перемен, при посещении школьной столовой, вовремя ведения учебного процесса ;
- организован и проведены игровые кричалки в кругу первоклассников для создания дружеской атмосферы в коллективе- классе;
- подготовлен ряд рекомендаций для родителей : « Как помочь первокласснику учиться», а так же выданы рекомендации и индивидуальные консультации для учителей, ведущих обучение первоклассников.
Примечание:
Проследив динамику психологической готовности первоклассников за 2015 год и сравнив ее c динамикой 2016 года мы видим некоторые изменения в адаптации в лучшую сторону, а именно: процент в 2015 году с высоким уровнем психологической готовности первоклассников к школе , составлял 12%, в 2016году 22%, низкий уровень готовности в 2015году - 12%, а в 2016году 10%.
Данные показатели указывают на то, что большинство первоклассников 2016 года готовы к обучению в школе.
Информация о желании первоклассников учиться и наличие у них положительной мотивации к обучению - является обязательным фактором успешной адаптации и дальнейшей учебы первоклассника. Результаты мониторинга , проводимого психологом школы показывают высокий процент мотивированных на учебу первоклассников.
Педагог-психолог школы : Рустимова М.А.