Меню KDT

Открытый урок по технологии на тему "Значение казахских орнаментов"

Тема урока: «Значение казахских орнаментов»

Цель урока: формирование знаний учащихся о видах казахского орнамента.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новыми видами орнамента, закрепить умения по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности учащихся и расширять их кругозор.
  • Формировать правильные взаимоотношения учащихся на основе совместной творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-соревнавание

                                          

                                       Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Цитата урока: Прикладное искусство есть выражение времени, истории, социальной среды.

                                                                                                М.Ш. Омирбекова

- Задачей нашего открытого урока является закрепление умение по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы.

Юля:

- Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего открытого урока!

Лера:

- Мы с вами сегодня познакомимся с очень интересными видами казахского орнамента.

Юля:

-Лера, а ты знала, что орнаменты – это один из видов древнего искусства? И что истоки их возникновения исходят из далекой древности?

Лера:

-Конечно знала.

Юля:

- А сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретая качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

Лера:

- В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей.

Юля:

- Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, сочетается орнамент «рог» (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша-паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде даже при резке и плавлении широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.

Лера:

- Интересно! Значит, мы с вами знакомы только с несколькими видами орнамента.

-Так давайте сейчас познакомимся с одним из распространенных видов орнамента.

Гауһар:

«Мүйіз» можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например:

«кошкармүйіз»- бараньи рога;

«аркармүйіз»- рога архара;

«бугымүйіз»- рога оленя;

«кырыкмүйіз»- сорок рогов;

«космүйіз»- двойные рога;

«сынармүйіз»- однорогий;

А также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных.

Юля:

- Все элементы орнаментов берутся от животных, космоса, геометрических фигур и стилизуются, т.е. видоизменяются.

Лера:

-Что важно для выполнения этих орнаментов?

(Кто-то из группы поднимает руку).

  1. Для выполнения орнамента важно соблюдение закона симметрии, обе его стороны должны быть равными, а для этого бумагу сгибаем пополам, рисуем половину орнамента. При развороте получаем цельный орнамент.
  2. Особую красоту орнаменту придают краски. В казахском прикладном искусстве используют традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный.

Каждый цвет имеет свою символику:

Синий - цвет неба;

Белый - символ истины;

Желтый - цвет мудрости, нравственности, печали:

Зеленый - молодости, весны.

Юля:

-Сейчас мы с вами будем при помощи аппликации украшать орнаментами фигуры, выполненную из цветного картона.

-А что такое аппликация?

Аппликация - это создание художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков, какого-либо материала.

Лера:

-Ваша задача: используя различные орнаменты и цветную бумагу, показать в своих работах особенности характера этих элементов на своих изделиях. Особое внимание обратить на расположение орнамента на предметах, т.е. орнамент должен подчеркивать форму предмета. Цвет фона и орнамента не должны сливаться.

Соблюдаем при работе технику безопасности и аккуратность.

Юля:

-Музыка связана со многими видами искусства, в том числе и с технологией. Может быть, звучание казахской музыки, под которую будет танцевать Коваленко Милана, поможет вам пробудить фантазию и изобретательность в ваших работах.

Вопросы к кроссворду;

  1. Учреждение, занимающееся собиранием и хранением, изучением экспозиций художественных произведений.
  2. Переносное жилище из войлока у народов Центральной и Средней Азии.
  3. Вид орнамента, где используются элементы различных животных.
  4. Название растительного орнамента.
  5. Один из разновидностей зооморфного орнамента.
  6. Название растительного орнамента.
  7. Гончарное искусство, т. е. изготовление изделий из глины с последующим обжигом в специальных печках.
  8. Самый главный элемент всех зооморфных орнаментов.
  9. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо.

Лера:

Орнаменты с древних времен являются духовным достоянием казахского народа не только в праздники, но и в повседневной жизни.

Юля:

Ою өрнек сәндігі

Көздің жауын алады.

Болмаса зат өрнексіз,

Ешбір мәнсіз қалады.

Лера:

- Красота узора и орнамента радует наш глаз. А вещи без узора или орнамента

остаются незаметными. Этими прекрасными стихами наш открытый урок заканчивается.


Тема урока: «Значение казахских орнаментов»

Цель урока: формирование знаний учащихся о видах казахского орнамента.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новыми видами орнамента, закрепить умения по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности учащихся и расширять их кругозор.
  • Формировать правильные взаимоотношения учащихся на основе совместной творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-соревнавание

                                          

                                       Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Цитата урока: Прикладное искусство есть выражение времени, истории, социальной среды.

                                                                                                М.Ш. Омирбекова

- Задачей нашего открытого урока является закрепление умение по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы.

Юля:

- Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего открытого урока!

Лера:

- Мы с вами сегодня познакомимся с очень интересными видами казахского орнамента.

Юля:

-Лера, а ты знала, что орнаменты – это один из видов древнего искусства? И что истоки их возникновения исходят из далекой древности?

Лера:

-Конечно знала.

Юля:

- А сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретая качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

Лера:

- В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей.

Юля:

- Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, сочетается орнамент «рог» (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша-паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде даже при резке и плавлении широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.

Лера:

- Интересно! Значит, мы с вами знакомы только с несколькими видами орнамента.

-Так давайте сейчас познакомимся с одним из распространенных видов орнамента.

Гауһар:

«Мүйіз» можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например:

«кошкармүйіз»- бараньи рога;

«аркармүйіз»- рога архара;

«бугымүйіз»- рога оленя;

«кырыкмүйіз»- сорок рогов;

«космүйіз»- двойные рога;

«сынармүйіз»- однорогий;

А также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных.

Юля:

- Все элементы орнаментов берутся от животных, космоса, геометрических фигур и стилизуются, т.е. видоизменяются.

Лера:

-Что важно для выполнения этих орнаментов?

(Кто-то из группы поднимает руку).

  1. Для выполнения орнамента важно соблюдение закона симметрии, обе его стороны должны быть равными, а для этого бумагу сгибаем пополам, рисуем половину орнамента. При развороте получаем цельный орнамент.
  2. Особую красоту орнаменту придают краски. В казахском прикладном искусстве используют традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный.

Каждый цвет имеет свою символику:

Синий - цвет неба;

Белый - символ истины;

Желтый - цвет мудрости, нравственности, печали:

Зеленый - молодости, весны.

Юля:

-Сейчас мы с вами будем при помощи аппликации украшать орнаментами фигуры, выполненную из цветного картона.

-А что такое аппликация?

Аппликация - это создание художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков, какого-либо материала.

Лера:

-Ваша задача: используя различные орнаменты и цветную бумагу, показать в своих работах особенности характера этих элементов на своих изделиях. Особое внимание обратить на расположение орнамента на предметах, т.е. орнамент должен подчеркивать форму предмета. Цвет фона и орнамента не должны сливаться.

Соблюдаем при работе технику безопасности и аккуратность.

Юля:

-Музыка связана со многими видами искусства, в том числе и с технологией. Может быть, звучание казахской музыки, под которую будет танцевать Коваленко Милана, поможет вам пробудить фантазию и изобретательность в ваших работах.

Вопросы к кроссворду;

  1. Учреждение, занимающееся собиранием и хранением, изучением экспозиций художественных произведений.
  2. Переносное жилище из войлока у народов Центральной и Средней Азии.
  3. Вид орнамента, где используются элементы различных животных.
  4. Название растительного орнамента.
  5. Один из разновидностей зооморфного орнамента.
  6. Название растительного орнамента.
  7. Гончарное искусство, т. е. изготовление изделий из глины с последующим обжигом в специальных печках.
  8. Самый главный элемент всех зооморфных орнаментов.
  9. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо.

Лера:

Орнаменты с древних времен являются духовным достоянием казахского народа не только в праздники, но и в повседневной жизни.

Юля:

Ою өрнек сәндігі

Көздің жауын алады.

Болмаса зат өрнексіз,

Ешбір мәнсіз қалады.

Лера:

- Красота узора и орнамента радует наш глаз. А вещи без узора или орнамента

остаются незаметными. Этими прекрасными стихами наш открытый урок заканчивается.

























Комментариев нет
Просмотров: 15030
Автор: 45mektep
Сайт: www.45.astana-bilim.kz
Добавлено: 16.04.2014 в 16:09